Новости

Андрей Нагибин: Севморпуть поможет очистить Арктику от накопленных отходов

В мае этого года стартует третий сезон масштабного проекта по очистке российского заполярья "Чистая Арктика". В прошлом году в рамках проекта состоялись более 30 экспедиций во всех девяти арктических субъектах РФ. Волонтеры расчищали Беломорские петроглифы в Карелии, разбирали заброшенную станцию на горе Леквож в ЯНАО, приняли участие в утилизации заброшенного корабля в Мурманске и уборках на Кольской сверхглубокой. О том, что загрязняет русскую Арктику, почему для ее очистки нужно развивать Севморпуть, с какими трудностями сталкиваются волонтеры во время уборки, и какие планы у "Чистой Арктики" на 2023 год, рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Павлу Зюзину руководитель проектного офиса Андрей Нагибин.

– Андрей Николаевич, какая территория Арктики уже очищена волонтерами проекта и сколько отходов вывезли?

– Во втором сезоне проекта "Чистая Арктика", который завершился в октябре прошлого года, мы собрали порядка 3300 тонн отходов на площади свыше 230 гектаров. Всего за два года реализации проекта мы очистили около 340 гектаров и убрали почти пять тысяч тонн отходов.

Откуда в Арктике столько мусора, если население полярных регионов небольшое?

– Десятилетия отношение человека к районам крайнего севера было исключительно потребительским. Осваивая Арктику, мы завозили тысячи единиц техники, тонны горюче-смазочных материалов, продукты и стройматериалы, в общем, все то, что нужно для жизни и работы в экстремальных условиях. Завозили, использовали и оставляли, накапливая огромное количество отходов. Я сам, будучи молодым штурманом, участвовал в так называемом северном завозе. Уже тогда меня возмущал тот факт, что возвращались мы всегда в балласте, то есть с пустыми трюмами. А могли бы последовательно вывозить из Арктики отходы человеческой жизнедеятельности по мере освоения этих пространств. Итог – накоплены миллионы тонн мусора. Пришло время навести в Арктике порядок. И эта задача сегодня планомерно решается благодаря синергии ответственного бизнеса, волонтеров и государства.

– Какие виды отходов собирают добровольцы?

– В первую очередь все, что по силам убрать человеку без использования тяжелой техники – валежники, строительный и бытовой мусор. Когда есть техническая возможность, разгребаем груды металла и заброшенные постройки. Металлолом в дальнейшем отправляем на переработку. Один из показательных примеров прошлого года – утилизация части ржавого судна на берегу Кольского залива в Мурманске.

– Если волонтер обнаружил опасные, в том числе радиоактивные отходы, какие меры предусмотрены?

– Перед организацией волонтерской экспедиции в обязательном порядке проходит рекогносцировка территорий. Мы должны быть уверены, что отходы, которые будут убирать наши волонтеры, безопасны. Это касается огромного количества всевозможных бочек и прочих емкостей, в которых могли храниться опасные вещества. Утилизация такого рода отходов требует соответствующих экспертиз и получения разрешений. Отмечу, что в команде с волонтерами всегда работает бригада технического обеспечения. В ее состав входят специалисты по оценке степени опасности тех или иных отходов.

– Цель проекта избавиться только от "советского наследия" или убрать весь мусор, в том числе и тот, который накапливается сейчас?

– Мы не делим мусор, накопленный в Арктике, на старый и новый, на тот, который мы собираем и тот, который нас не касается. Конечно же, убираем все. Как это ни парадоксально, но главная проблема, с которой мы сталкиваемся, – это российское законодательство. Например, собрав отходы в одном месте перед тем, как их вывезти, мы создаем условную несанкционированную свалку. То есть, делая благое дело, волонтеры формально нарушают закон. Проблема, действительно, серьезная, она касается всех подобных волонтерских активностей по очистке территорий в нашей стране. На прошедшем на Камчатке первом молодежном экологическом форуме нам удалось озвучить эту проблему и напрямую обратиться к президенту с просьбой защитить такие проекты. Надеемся, что наши предложения будут проработаны и пробелы в законодательстве устранят.

– Как происходит процесс вывоза мусора?

– Если это какая-то брошенная техника и прочий металлолом, то он свозится к портовым причалам, режется на куски, после чего баржами и другими транспортными судами вывозится на большую землю для переплавки. Сейчас перед нами стоит задача сделать так, чтобы транспортным компаниям было выгодно вывозить отходы с арктических регионов. Совместно с субъектами мы прорабатываем различные варианты.

– Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявлял, что для вывоза отходов из Арктики также будет использоваться Северный морской путь (СМП). Есть ли уже представление, как это будет происходить?

– Без СМП это невозможно реализовать в принципе, других вариантов нет. Если мы говорим о вывозе накопленных отходов советских времен – брошенной тяжелой технике, металлоломе и других крупногабаритных отходов, то по независящим от нас причинам логистика судоходства была сильно разорвана, и вывозить эти груды металла стало дорого и невыгодно. Поэтому такие работы необходимо было либо субсидировать, либо просить помощи бизнеса или же складировать собранный металлолом, оставляя его до лучших времен и последующего вывоза.

Как именно будет организована эта работа? Этот вопрос пока прорабатывают профильные ведомства и эксперты, и до нас эта информация будет доведена, чтобы мы также могли планировать наши экспедиции с учетом новой логистики вывоза крупногабаритных отходов. Одно ясно уже сегодня: СМП развивается, этому направлению уделяют пристальное внимание и у меня нет никаких сомнений, что проводимая в этом направлении работа даст толчок к развитию всех арктических территорий и не только.