Сегодня памятники находятся в плачевном состоянии. Из-за сложных погодных условий они разрушаются, на части надгробий надписи невозможно прочитать.
На кладбище Челюскина пять могил полярников, которые погибли в 1930 – 1940 годы во время своих исследований. Тогда транспортная система арктической зоны только развивалась, и вывезти их тела с мыса было физически невозможно. Здесь похоронены пилот УВС Главсевморпути Г.Т. Воробьёв и бортмеханик Г.В. Шипов, погибшие в служебном полёте, рабочий авиабазы Василий Пурнемцов, зимовщик Николай Мирович, Л.С Юрковский. Еще одна могила остается безымянной. У подножия памятника погибшим летчикам лежит винт разбившегося самолета.
Волонтеры «Чистой Арктики» сделали необходимые замеры для обновления мемориальных табличек и ограды. Реконструкция памятников будет проведена следующим летом – во время второй экспедиции проекта на Челюскин.
«Участок, где расположено кладбище, находится на побережье – между полярной станцией и пограничной заставой. А у мыса Челюскин есть одна особенность – здесь нет ледового припая, поэтому в этом месте бушуют настоящие арктические штормы, плюс вечная мерзлота. Все эти факторы, конечно, оказывают на обелиски разрушительное воздействие, нужно будет выбрать оптимальные для реконструкции материалы, чтобы они продержались как можно дольше», – рассказывает руководитель экспедиции на мыс Челюскин Виталий Калиничев.
Работы будут проводиться с участием специалистов Таймырского краеведческого музея и Российского географического общества. Добровольцы проекта «Чистая Арктика» отмечают, что восстановлению памятников на полуострове они уделят особое внимание, поскольку здесь находится самый северный аэродром Евразии и именно с мыса Челюскин началось развитие полярной авиации. И те исследования, которые проводились с ее помощью, имели важное для страны не только научное, но и экономическое значение
«Что такое Челюскин? Это крайняя северная точка нашей страны. Чтобы ее достичь, нужны были десятилетия подготовок, исследований, личный героизм полярников. Это своего рода показатель научной зрелости государства. И Крайний Север – это регион особого значения. Как мы знаем, развитие Арктики и Северного морского пути не прекращалось даже во время Великой отечественной войны», – говорит руководитель общественного экологического проекта «Чистая Арктика» Андрей Нагибин.
Всего на мысе Челюскин шесть памятников: «Участникам Ленско-Енисейского отряда Великой экспедиции, открывшим самую северную оконечность Евразии 1733-1743 гг.», столб со знаком «указатель направлений», поклонный крест, мемориальное кладбище полярников, астропункт мыса Челюскин, пограничный столб и советская пушка 61-К времен Великой Отечественной войны.
Экспедиция на мыс Челюскин самая сложная в истории проекта «Чистая Арктика», она проводится при поддержке госкорпорации «Росатом». Предполагается, что походы на полуостров станут регулярными. В следующем году они запланированы на летний сезон.
Общественный экологический проект «Чистая Арктика» занимается уборкой северных территорий с 2021 года. В поле зрения волонтеров – наследие, которое осталось от СССР. Вывоз отходов – это сложная технологическая работа с учетом природных особенностей арктического региона. В общей сложности за три сезона добровольцы проекта собрали 12 тысяч тонн отходов.
На кладбище Челюскина пять могил полярников, которые погибли в 1930 – 1940 годы во время своих исследований. Тогда транспортная система арктической зоны только развивалась, и вывезти их тела с мыса было физически невозможно. Здесь похоронены пилот УВС Главсевморпути Г.Т. Воробьёв и бортмеханик Г.В. Шипов, погибшие в служебном полёте, рабочий авиабазы Василий Пурнемцов, зимовщик Николай Мирович, Л.С Юрковский. Еще одна могила остается безымянной. У подножия памятника погибшим летчикам лежит винт разбившегося самолета.
Волонтеры «Чистой Арктики» сделали необходимые замеры для обновления мемориальных табличек и ограды. Реконструкция памятников будет проведена следующим летом – во время второй экспедиции проекта на Челюскин.
«Участок, где расположено кладбище, находится на побережье – между полярной станцией и пограничной заставой. А у мыса Челюскин есть одна особенность – здесь нет ледового припая, поэтому в этом месте бушуют настоящие арктические штормы, плюс вечная мерзлота. Все эти факторы, конечно, оказывают на обелиски разрушительное воздействие, нужно будет выбрать оптимальные для реконструкции материалы, чтобы они продержались как можно дольше», – рассказывает руководитель экспедиции на мыс Челюскин Виталий Калиничев.
Работы будут проводиться с участием специалистов Таймырского краеведческого музея и Российского географического общества. Добровольцы проекта «Чистая Арктика» отмечают, что восстановлению памятников на полуострове они уделят особое внимание, поскольку здесь находится самый северный аэродром Евразии и именно с мыса Челюскин началось развитие полярной авиации. И те исследования, которые проводились с ее помощью, имели важное для страны не только научное, но и экономическое значение
«Что такое Челюскин? Это крайняя северная точка нашей страны. Чтобы ее достичь, нужны были десятилетия подготовок, исследований, личный героизм полярников. Это своего рода показатель научной зрелости государства. И Крайний Север – это регион особого значения. Как мы знаем, развитие Арктики и Северного морского пути не прекращалось даже во время Великой отечественной войны», – говорит руководитель общественного экологического проекта «Чистая Арктика» Андрей Нагибин.
Всего на мысе Челюскин шесть памятников: «Участникам Ленско-Енисейского отряда Великой экспедиции, открывшим самую северную оконечность Евразии 1733-1743 гг.», столб со знаком «указатель направлений», поклонный крест, мемориальное кладбище полярников, астропункт мыса Челюскин, пограничный столб и советская пушка 61-К времен Великой Отечественной войны.
Экспедиция на мыс Челюскин самая сложная в истории проекта «Чистая Арктика», она проводится при поддержке госкорпорации «Росатом». Предполагается, что походы на полуостров станут регулярными. В следующем году они запланированы на летний сезон.
Общественный экологический проект «Чистая Арктика» занимается уборкой северных территорий с 2021 года. В поле зрения волонтеров – наследие, которое осталось от СССР. Вывоз отходов – это сложная технологическая работа с учетом природных особенностей арктического региона. В общей сложности за три сезона добровольцы проекта собрали 12 тысяч тонн отходов.
Больше информации в телеграм-канале Андрея Нагибина и группе ВК «Зелёный Патруль».